Скзи тахографа

Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться | РЦТ

Скзи тахографа
» Статьи » Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться

В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.

Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.

Блок СКЗИ тахографа – что это?

Цифровой тахограф представляет собой специализированный электронный прибор, устанавливаемый на борту ТС для контроля за соблюдением водителем предусмотренного графика трудовой деятельности и отдыха.

Российское законодательство допускает установление двух видов самописцев: контролирующие устройства европейского образца, разработанные в соответствии с требованиями ЕСТР, и приборы с дополнительным блоком СКЗИ.

Тип устанавливаемого устройства зависит от условий эксплуатации ТС: для международных и внутригосударственных перевозок предусмотрены различные стандарты.

Так, если транспортное средство в ходе исполнения коммерческой деятельности пересекает государственную границу, регистратор должен быть адаптирован под европейские требования. В случае работы по маршрутам исключительно в пределах территории России, установить придется цифровой тахограф с блоком СКЗИ.

Эксплуатировать прибор вне юрисдикции РФ запрещено: на автомобиле, оборудованном навигационным криптозащитным модулем, выезжать нельзя даже на территорию Белоруссии и Казахстана.

Почему в отношении устройств, записывающих данные криптографическим методом, действует строгий регламент? Причина заключается в подведомственности.

Отношения, которые связаны с оборотом энергонезависимых модулей, шифрующих информацию определенным образом, относятся к ведению органов ФСБ и военной прокуратуры, а значит, алгоритм функционирования блока и информация, регистрируемая им, подпадают под определение сведений, защищаемых государством. Поэтому вывоз устройства за пределы страны может повлечь уголовную ответственность.

Что такое СКЗИ в тахографе? Это интегральная микросхема, заключенная в прямоугольный блокообразный корпус, монтируемый внутрь тахографа. Все манипуляции, связанные с извлечением, вскрытием или другими операциями над микросхемой, могут проводить только лица, лицензированные ФСБ.

  • микропроцессор, подсоединяемый к ЦПУ устройства:
  • приемник ГЛОНАСС ;
  • акселерометр;
  • вторичный источник питания;
  • интегрированные часы;
  • энергонезависимая память.

К основным функциям блока относятся:

  • преобразование информации путем шифрования;
  • защиту и синхронизацию данных, зарегистрированных тахографом;
  • создание уникальной электронно-цифровой подписи.

Особенности калибровки тахографа СКЗИ

Поверка устройства проводится каждые три года. Это связано со сроком действия электронно-цифровой подписи – период ее использования строго регламентирован, поэтому сразу по истечении указанного промежутка времени блок придется заменить.

Если автомобиль передается в пользование другому лицу на основании договора купли-продажи, считывающее устройство также подлежит демонтажу и утилизации. Аналогичное справедливо и в случае вступления в силу договора аренды.

Если ранее в автомобиле уже был установлен регистратор параметров движения, то возможность его дальнейшей эксплуатации зависит от наличия в корпусе разъемов, необходимых для подключения навигационного модуля. При отсутствии адаптированных портов, эксплуатацию прибора придется прекратить ввиду невозможности соответствия формальной процедуре.

Калибровку могут осуществлять исключительно сертифицированные компании. Самостоятельность или обращение к услугам нелицензированных фирм может привести к негативным последствиям в виде штрафных санкций и запрета эксплуатации ТС вплоть до устранения нарушений.

Несмотря на то, что поверка тахографа СКЗИ может быть проведена только специальными мастерскими, установка прибора своими силами прямо не запрещена. Однако прибегать к этому не рекомендуется: экономия минимальна, а центр калибровки может отказаться от работы с аппаратом, который монтировался другим лицом.

Активация тахографов с блоками СКЗИ

Навигационный криптографический модуль – это память регистрирующего устройства, которая не поддается коррекции. Поэтому активировать блок можно только один раз.

Для ввода прибора в эксплуатацию необходимо иметь:

  • автоматизированное рабочее место;
  • идентификатор мастерской (карту);
  • непосредственное устройство и необходимые комплектующие (например, блок питания).
  1. Оформление запроса на получение сертификата.
    Ввод данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, владеющем компаний, а также информации о ТС, на борт которого монтируется устройство.

  2. Загрузка введенных сведений в прибор.
    Считывание уникальных номеров средства измерения и дополнительного блока.

  3. Отправка сформированного запроса и ожидание результата.
    Перенаправление сведений для получения официального удостоверения. Переданные запросы хранятся в папке с исходящими сообщениями. Статусы документов проверяются и обновляются автоматически с интервалом проверки в полминуты. Как только появится уведомление о завершении обработки, можно перейти к следующему этапу.

  4. Загрузка сертификата в устройство.
    Если данные были заполнены верно, статус запроса изменится, уведомив о том, что информация может быть записана на карту.

    После ввода карты, необходимо подтвердить обработку запроса, активировав запись на носитель. По завершении процедуры идентификатор мастерской вставляется в тахограф для считывания информации.

    После этого прибор будет считаться активированным.

Навигационный криптографический модуль всегда активируется на юридическое лицо, которое предоставляет услуги в сфере грузовых или пассажирских перевозок. Регистрация на частника невозможна – физическое лицо не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, за исключением случаев регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Как пользоваться тахографом с СКЗИ?

От правильности эксплуатации устройства зависит безопасность участников дорожного движения, перевозимых грузов, а также бюджет и функционирование компании – в случае выявления нарушений, сотрудника, управляющего ТС и предприятие, которому оно принадлежит, подвергнут денежному взысканию.

Поэтому принципиально важно соблюдать порядок действий, предусмотренный при управлении автомобилем с цифровым тахографом и блоком СКЗИ.

Что нужно делать?

  • В начале рабочей смены необходимо активировать устройство, вставив в него индивидуальную карту водителя. Сделать это нужно до запуска двигателя и отправления в рейс. Пластиковый носитель вставляется в слот корпуса прибора чипом вверх до характерного щелчка. В этот момент начинается инициализация – на экране появятся данные водителя.
  • По завершении аутентификации, необходимо ввести информацию о маршруте, задав точку начала следования. После этого, можно отправляться в рейс.
  • По прибытии в конечный пункт следования необходимо завершить запись. Для этого следует ввести наименование конечного пункта следования и удалить карту.

В момент остановок для дозаправки или отдыха статус устройства переключается автоматически.

Для выгрузки отчетов из тахографов используется термобумага. Поэтому запасной комплект обязательно должен находиться в салоне автомобиля. Отсутствие возможности печати данных может быть приравнено контролирующими органами к неисправности устройства.

Если ТС не эксплуатируется в рамках коммерческих перевозок на дальние расстояния, оборудование его регистратором параметров движения не требуется. С другой стороны, в таком случае придется доказывать использование транспорта в личных целях.

Если имеет место частный извоз, необходимо зарегистрировать ИП и установить контролирующий прибор. В противном случае придется нести штрафные санкции. Поскольку применение тахографов СКЗИ ограничено территориальными границами РФ, при возникновении необходимости совершения даже разовых выездов за границу, лучше устанавливать ЕСТР.

Эти средства измерения разрешены законодательством России и одобрены международными сертификатами.

Источник: http://rctahograf.ru/chto-takoe-skzi-i-kak-im-polzovatsy/

Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без

Скзи тахографа
23 Апрель 2018      Администратор       страница » Статьи       2803

Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.

Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.

Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ,  а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами

Источник: https://prosamit.ru/stati/otlichitelnye-harakteristiki-tahografov-s-skzi.html

Блок криптозащиты СКЗИ для тахографа – что это такое и где его применяют

Скзи тахографа

2016-09-05

СКЗИ – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв названия устройства: «система криптографической защиты информации», которое применятся для шифрования, хранения, передачи и дешифровки данных тахографа.

Но оснащения транспорта тахографом недостаточно, для того чтобы аппарат начал функционировать, следует приобрести ключ к памяти контрольного устройства. Причем, у каждого водителя он должен быть персональным.

Для того чтобы сделать заказ и купить карту водителя для тахографа с CКЗИ – http://www.tahocard.ru/card-voditel/Vskzi/ обращайтесь в компанию “Тахокарт”. Компания отлично зарекомендовала себя на рынке и выполнит ваш заказ в кротчайшие сроки и с гарантией качества. 

Блок СКЗИ – это цифровое устройство, представляющее собой блок памяти с независимым источником питания, где хранится закодированная с помощью специальной программы, информация. Кодировка, как и дешифровка данных тахографа, может осуществляться лишь специальными, имеющими лицензии на такой вид услуг, удостоверяющими центрами.

При этом все данные, которые хранятся в блоке СКЗИ, надёжно защищены от несанкционированного их редактирования, корректировки либо удаления без предварительной расшифровки.

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа.

Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации.

Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи – это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля 
  • акселерометра; 
  • специальной платы памяти. 

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.

СКЗИ: применение и особенности эксплуатации

Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.

Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.

Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.

Активация блока СКЗИ

После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:

  • вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
  • после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
  • с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ http://ca.gisca.ru/, откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
  • цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
  • мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.

На этом активация завершена.

Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля

В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.

Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.

Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.

Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.

Криптозащита СКЗИ

Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.

особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства.

Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля.

Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.

Источник: https://newsvo.ru/chto-takoe-blok-skzi-tahografa.dhtm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.