Система платон кто придумал

Под «Платон» загонят грузовики от 3,5 тонны

Система платон кто придумал

Минтранс начал проверку целесообразности расширения работы системы, а эксперты уверены, что речь в ближайшей перспективе идет о ее распространении на все машины

Пока Минтранс лишь изучает экономику расширения «Платона» на другие категории автомобилей. Ведомство заказало изучение проблемы НИУ ВШЭ. Почему чиновники озаботились проблемой включения в систему грузовиков от 3,5 до 12 тонн — неизвестно.

Перевозчики уверяют, что автомобили этой категории перемещаются лишь на небольшие расстояния и по федеральным дорогам чаще всего не ездят. Однако эксперт ВШЭ уверен, что речь идет о принципиально новой системе налогообложения автомобилистов.

Минтранс РФ начал подготовку к расширению системы «Платон». Ее действие могут распространить на проезд по федеральным трассам грузовиков массой от 3,5 до 12 т. Об этом стало известно «Ведомостям» из собственных источников в правительстве.

Минтранс поспешил опровергнуть эту информацию, заявив, что не собирается вводить плату для автомобилей от 3,5 тонны. Однако на zakupki.gov.

ru можно найти контракт на «научное обоснование целесообразности введения на территории России системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т включительно в целях поэтапного перехода к принципу «пользователь платит». Исполнителем является Высшая школа экономики (ВШЭ) (цена — 10,8 млн руб., окончание работ — 15 ноября 2016 г.).

Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, подтвердил «Реальному времени» выполнение контракта: «К концу года закончим эту научную работу. Имеет ли это отношение к каким-то практическим последствиям — это вопрос не ко мне, а к депутатам, чиновникам. Наше дело — провести какие-то расчеты, сравнения с международным опытом и так далее».

Михаил Блинкин: «К концу года закончим эту научную работу. Имеет ли это отношение к каким-то практическим последствиям — это вопрос не ко мне, а к депутатам, чиновникам». Фото Олега Тихонова

«Это же мизерная сумма будет»

Автомобили массой от 3,5 до 12 тонн — это, грубо говоря, промежуточная категория, которая не так часто используется перевозчиками.

— В эту категорию попадает все, что больше «Газели» — это маленькие развозные грузовички, «Валдаи», «Газоны», «МАЗики», — говорит Сергей Сотников, директор ТК «Реверс». — Вся функция их в том, что большой автомобиль привозит, а потом все это доставляют по городу и деревням более мелкие автомобили. Если говорить о доле этих автомобилей в грузоперевозках, то там процентов 10 от общей массы.

Александр Линдваль, представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Казани, также считает, что их доля невелика и серьезно увеличить сборы не удастся: «Мы с такими автомобилями не работаем практически. Маленькие автомобили в 99% случаев выполняют развозные функции.

Они особо на федеральные трассы не выходят — развозят по городам со складов те грузы, которые привезли большие автомобили. Грубо говоря, из Зеленодольска в Казань. Ну проедет он по «федералке» 100 километров — это же мизерная сумма будет.

А если ему дадут бесплатно прибор, еще постоплату разрешат, если водитель законопослушным будет, то там суммы получатся очень маленькие.

Сами перевозчики уверены, что скоро таким образом дойдут и до «Газелей».

Александр Линдваль: «Основная цель этой системы — это сбор и анализ информации о том, как у нас ездят, где и сколько автомобилей, по каким дорогам, чтобы в любом момент времени можно было установить место нахождения любого автомобиля — куда он ездил за последний год или два». Фото temptrans.ru

Новый принцип налогообложения автомобилистов

Впрочем, видимо, основная задача расширения действия «Платона» — не повышение доходов.

— Вообще, «Платон», по замыслу создателей, должен охватить 100% транспорта (есть мечта — вплоть до легковых автомобилей), — рассказывает Александр Линдваль.

— Основная цель этой системы — это сбор и анализ информации о том, как у нас ездят, где и сколько автомобилей, по каким дорогам, чтобы в любом момент времени можно было установить место нахождения любого автомобиля — куда он ездил за последний год или два. А то, что эта система собирает на дороги, — сумма там незначительная.

Как бы они не увеличивали тариф, все равно сумма по сравнению с расходами на дорожное строительство в России будет мизерной. Значение системы — не собрать деньги на дороги, а получить статистику работы автомобильного транспорта в РФ. Причем за счет самих автомобилистов.

Михаил Блинкин вообще уверяет, что речь идет даже не о статистике, а о переходе на принципиально новый формат налогообложения автомобилистов. По его мнению, развитые страны в течение ближайших трех—пяти лет должны перестроить ее.

— В последние 100 лет это налогообложение шло через налоги, заложенные в бензин, который мы покупали (по отечественному законодательству — акцизы), — поясняет представитель НИУ ВШЭ.

— Покупаю я бензин, заплатил 35 рублей за литр, и там где-то на 4 рубля сидит акциз, который идет на дороги. Этот механизм во всем мире сейчас меняется на другой.

Электроника отмерит, сколько я проехал километров, и назначит мне платеж, как за электричество, — вот к этому вообще-то переходит весь мир. У нас по такой схеме, и то частично, кое-как ездят 12-тонники. А мы смотрим: можно ли это на другие грузовые автомобили распространить.

Через несколько лет все будут только так и платить — через электронные платежи. Сколько километров проехал и по какой дороге, вот столько и заплачу. К этому весь мир идет, и мы потихонечку идем, но немножко с отставанием.

По словам Линдваля, не более 60% автомобилей, которые регулярно выходят на федеральную трассу, платят деньги. Фото trucksale.ru

Сбор оплачивают только 60% дальнобойщиков

Однако пока даже имеющаяся система работает со сбоями.

— Недавно мы проводили на базе ТПП мероприятие, встречались с представителем «Платона» (мероприятие проходило в рамках ПФО), — рассказывает Александр Линдваль из АСМАП. — Они там говорили о своих успехах, перевозчики высказывали свои пожелания по работе.

Основное пожелание — не повышать пока ставки, как Минтранс планировал со следующего года, а добиться того, чтобы эта система охватывала хотя бы тот круг автомобилей, который они обозначили, на 100%, и чтобы платили все. Дело в том, что в настоящее время ряд перевозчиков не платит и штрафы им не приходят. 100% охвата 12-тонников до сих пор добиться не удалось.

По нашим оценкам, не более 60% автомобилей, которые регулярно выходят на федеральную трассу, платят деньги.

Такое состояние системы возрождает споры о ее целесообразности. Перевозчики прямо говорят, что раз система до сих пор не заработала — она недееспособна.

— Я вообще считаю, что с этим «Платоном», наверное, пора заканчивать, признать, что проект не удался, — уверен Сергей Сотников. — Люди не платят, и даже те, кто в начале платил, перестали платить. Штрафы приходят не со всех регионов, и их очень мало.

В основном задействована центральная часть России. Не отлажена система, соответственно, то ли платить человеку по 15 тыс. рублей в месяц с грузовика, то ли не платить. Человек видит, что штрафов нет, и не платит. Вся суть этого проекта изначально основана на неверном посыле.

Создана структура, которая работает сама на себя, и, естественно, возникает вопрос: «Зачем она нужна?». За год собрали 16 млрд рублей, из которых 11 млрд на эту же структуру и потратили. Она сама на себя работает.

Эти дополнительные функции придумывают, чтобы можно было говорить, что «мы не просто так существуем и даже приносим какую-то пользу».

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/48930

Запуск «Платона» В России начала работать новая система по взиманию денег с дальнобойщиков — Meduza

Система платон кто придумал

В России начала работать система по взиманию средств с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам. Она получила название «Платон» — сокращение от «плати за тонну». О ее запуске объявил министр транспорта РФ Максим Соколов, приехавший для этого в Ростов-на-Дону.

Правда, вместо обещанной ростовскими властями полноценной презентации «Платона» министр Соколов лишь заглянул в региональный офис компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (она разработала и обслуживает «Платон»), понаблюдал за происходящим и коротко пообщался с прессой.

Министр заверил, что «определенное напряжение» у владельцев фур и трейлеров, вылившееся в забастовки в 40 регионах страны, носит «временный характер».

По просьбе «Медузы» корреспондент «Радио Ростова» Мария Погребняк послушала министра, разработчиков и сидящих в очереди на регистрацию дальнобойщиков.

О приезде министра транспорта Максима Соколова в Ростов-на-Дону стало известно от областных властей. В пресс-релизе обещали полноценную презентацию системы «Платон» с участием министра; также там содержалась странная просьба никак не анонсировать это событие в местных СМИ. 

На деле Соколов вместе с губернатором Ростовской области Василием Голубевым и коммерческим директором компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антоном Замковым быстро обошли местный офис разработчика «Платона», 20 минут поговорили с журналистами и почти сразу уехали.

Чиновники общались с прессой прямо в офисе компании, на глазах у дальнобойщиков, стоящих в очереди на регистрацию в системе «Платон». Некоторого сюрреализма добавляло еще и то, что с 15 ноября полноценно — со взиманием штрафов за неиспользование системы — «Платон» начал работать только в Московской области.

В Ростовской, как и во всех остальных, штрафы будут взиматься только с марта 2016 года.

О «Платоне» впервые стало известно в сентябре 2014 года: российское правительство решило компенсировать ущерб, который большегрузные автомобили наносят дорогам. Идея не уникальна: в той или иной форме плату с грузовиков за проезд взимают почти все европейские страны.

Федеральное дорожное агентство заключило соглашение с компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы» — дочерним предприятием корпорации «Ростехнологии» — о создании системы, которая собирала бы плату с владельцев трейлеров и других большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн за каждый километр, пройденный по федеральным дорогам.

Сначала думали объявить конкурс, но опыт создания таких систем был только у иностранных компаний; так что конкурс отменили, сославшись на «вопросы национальной безопасности».

За год в систему вложили более 29 миллиардов рублей, 27 из которых — это кредит «Газпромбанка». Система взимания платы получила имя «Платон». По словам генерального директора «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова, это имя ассоциируется «с мудростью и справедливостью», кроме того, это игра слов — «плата» и «тонны».

 В августе 2015 года была открыта предварительная регистрация крупных грузоперевозчиков, в сентябре заработал сайт и круглосуточный колл-центр. С 5 октября пользователи получили возможность самостоятельно регистрироваться и создавать личные кабинеты. За месяц до запуска в крупных городах России открылись Центры обслуживания пользователей.

Всего под действие «Платона» попадает порядка двух миллионов автомобилей. 

Изначально предполагалось, что за каждый километр, пройденный по федеральной трассе, перевозчик будет платить 3,73 рубля. Но 10 ноября, за пять дней до запуска системы, после неоднократных обращений бизнеса, правительство временно снизило стоимость до 1,52 рубля на первые месяцы работы «Платона». А с 1 марта и до 31 декабря 2018-го цена за километр составит 3,06 рубля.

С 15 ноября, обещали разработчики, начнет работать мобильное приложение «Платон», где можно будет прокладывать маршрутные карты или отменять их.

По всей России открыты 138 офисов «РТ-Инвест Транспортных Систем», колл-центр фирмы работает круглосуточно, о каких-либо неполадках системы можно будет сообщить в любое время.

По предварительным расчетам, после запуска системы поступления в федеральный дорожный фонд могут составить около 50 миллиардов рублей в год.

Чтобы зарегистрироваться в системе, например, частнику, надо зайти на сайт «Платона», отправить на указанную электронную почту сканы необходимых документов (ИНН, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, техпаспорт на машину, обычный паспорт) и ждать ответа в течение трех-пяти дней. Кроме того, непобходимо обзавестись расчетным счетом в банке.

«Мы сейчас видим определенное напряжение в автомобильной отрасли, но это касается в основном неорганизованного сектора и частных перевозчиков, — спокойно объяснял в Ростове-на-Дону министр транспорта Максим Соколов, даже не дожидаясь вопросов журналистов.

— Все организованные и крупные перевозчики, кто имел в автопарке более 50 машин, давным-давно заключили договоры на обслуживание в системе, зарегистрировались, оборудовали свои авто бортовыми устройствами и купили маршрутные карты.

Для тех, кто не успеет, мы с сегодняшнего дня введем разовые проездные документы, которые можно получить по упрощенной системе, зайдя на сайт и введя только номер своей машины».

«Правительство РФ, как вы заметили, оперативно отреагировало на пожелание о снижении стоимости проезда, — продолжал министр. — Стоимость проезда гораздо меньше, чем в Европе. Например, в Германии один километр стоит от 11 до 28 евроцентов, то есть почти 25 рублей.

Там, кстати, давным-давно ремонт дорог финансируют те, кто ими пользуется. Средства, которые мы получим от системы, мы направим на улучшение качества трасс, на проекты, имеющие большое значение — например, на мосты, переходы, эстакады, путепроводы и так далее».

Апеллирование к европейскому опыту и временные уступки, впрочем, никак не сказались на настроении российских дальнобойщиков. 11 ноября сотни водителей фур в 40 регионах страны выехали на трассы и устроили масштабную забастовку. Фуры выехали на дороги и стояли на обочинах, образуя многокилометровые пробки. Дальнобойщики требовали вообще отменить систему.

Во-первых, они считают ее неработоспособной и не готовой к использованию, во-вторых, они уверены, что размер сбора непомерен и грозит банкротством — особенно малому и среднему бизнесу. Из-за забастовки движение на некоторых трассах было заблокировано на несколько часов. В Новосибирской области 370 фур устроили 15-километровую пробку.

В Ростовской области сотня большегрузов практически блокировала трассу М-4 «Дон», устроив своеобразный пробег в районе хутора Ленина; затор длился почти четыре часа. На многих фурах было написано «Нет Платону» или «Долой коррупцию!» Московские дальнобойщики заняли обочины автодороги М-5 «Урал» за Лыткаринским мостом и М-4 «Дон».

Там они час сигналили и газовали на холостых оборотах. 

«Коммерсант» сообщил, что с 15 ноября могут начаться перебои с поставками продуктов — не все федеральные торговые сети подключились к системе.

Сложности могут возникнуть в ТД «Интерторг» (сети «Семья», «Spar»), X 5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток») и в «Ленте». Всего в зону риска может попасть почти треть всех грузоперевозок.

Возможность перебоев с поставкой товаров и возникновения дефицита на них пришлось опровергать министру промышленности и торговли Денису Мантурову.

Прошедшие в регионах акции протеста дальнобойщиков Соколова особенно не взволновали — он сказал, что региональные власти ведут «качественную разъяснительную работу», и все будет хорошо, подобное не повторится.

— У вас система пока нормально не работает, — прервал монолог министра один из журналистов. — Нам люди жалуются, что в ней зарегистрироваться невозможно, трудно получить транспортную карту. Да и интернет на пути следования не всегда есть.

— Уладить все вопросы всегда можно по телефону, — отвечал на это Соколов. — Можно же позвонить, если что-то произойдет или изменится. У нас даже в Сибири есть устойчивая мобильная связь.

Министр предупредил, что за бесплатный проезд по федеральным трассам вводятся штрафы — водитель должен будет заплатить пять тысяч рублей, владеющие грузовиками индивидуальные предприниматели — 40 тысяч рублей, юридические лица — 450 тысяч рублей. При повторном нарушении штрафы будут больше, для юридических лиц — до миллиона рублей.

Во время экскурсии по ростовскому офису «Транспортных систем» Соколова и губернатора Ростовской области Василия Голубева привели на задний двор и показали так называемую «систему мобильного контроля» — несколько машин с надписью «Платон» на капоте и бортовыми компьютерами в салоне. Сто таких автомобилей будут курсировать по всем российским трассам и отслеживать работу системы: следить за тем, чтобы все работало, и фиксировать неплательщиков. Тех, кто решил ездить в обход системы, по возвращению ожидает протокол с требованием заплатить штраф.

Разработчики рассказали, что с «Платоном» можно работать посредством маршрутных карт или бортового устройства.

 «Бортовым устройством пользоваться просто, оно подключается к прикуривателю машины, — объяснил ведущий специалист департамента по внешним коммуникациям „РТ-Инвест Транспортные Системы“ Олег Кириллов. — Оно чем-то похоже на мобильный телефон, небольшое.

Списание средств идет в онлайн-режиме, то есть пользователю перед выездом надо положить деньги на расчетный счет. На этом устройстве — кстати, это российские разработка и производство — есть несколько индикаторов, отвечающих за баланс, связь со спутниками.

Мы его месяц тестировали, никаких проблем не будет, устройство автоматически, по спутнику, считывает пройденные километры и списывает деньги с расчетного счета. Оно даже предупреждает пользователя, если у него кончаются деньги».

Правда, из дальнейших пояснений специалиста следовало, что этими бортовыми устройствами, согласно мировой практике, пользуются всего 15% водителей. Остальные обходятся маршрутной картой. Водитель на сайте «Платона» заходит в личный кабинет, составляет себе маршрут и сразу же его оплачивает. После этого он едет, куда ему надо, и больше ни о чем не думает.

В миллионном Ростове пока только один офис «Платона» — он открылся месяц назад. Людей в очередях довольно много, все сидят за столами и заполняют документы — это те, у кого по каким-либо причинам не получилось зарегистрироваться удаленно или те, кто хочет забрать свое бортовое устройство.

«Вы тут довольных этой системой не найдете, — говорит донской предприниматель Владимир Ивченко. — Я отправил сюда все документы месяц назад, на электронный адрес, все, как надо. И никакого подтверждения не получил, хотя обещали в течение нескольких дней.

У меня одна машина, ездить надо, зарабатывать надо, вот я сюда и приехал, зарегистрировался так. Я понимаю, что мы хотим как за границей. Но свою систему там тестировали целых два года, а у нас всего месяц! Как у студентов — сделали все в последний момент».

 

Ивченко прикидывает, что в среднем его машина будет проходить 100 тысяч километров в год; получается, он в год будет отдавать больше 150 тысяч рублей, а потом и больше. «Такие деньги я должен брать у хозяина груза, правильно? Но вперед почти никогда никто не платит, и кидают на деньги часто», — говорит предприниматель.

«С маршрутными картами бардак полнейший, — горячится он. — Вот, например, приехал я в Ростов на склад, а там выяснилось, что надо ехать в другое место. Надо срочно менять маршрут, иначе оштрафуют. А штрафы бешеные. Я не знаю, откуда такие цифры взялись.

Маршрут надо заново зарегистрировать, оплатить, шесть часов ждать, пока деньги придут, а потом ехать».

Ивченко говорит, что многие из его знакомых, бастовавших в Ростове, в первые дни не собираются выезжать на маршрут, потому что просто не понимают, как работает система и будет ли она работать вообще.

Судя по всему, опасения забастовщиков подтвердились в первый же день работы «Платона». В Сибири из 43 грузовых компаний маршрутные карты смогли получить только три — система зависает.

Мария Погребняк

Ростов-на-Дону

Источник: https://meduza.io/feature/2015/11/16/platon-ne-drug

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.