С какого года введено осаго в россии

Содержание

История развития осаго в россии

С какого года введено осаго в россии

  1. С чего всё началось
  2. Зачем это нужно
  3. Особенности
  4. Чем отличается ОСАГО от КАСКО
  5. Важные нововведения

Аббревиатура расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.

То есть это полагается для всех водителей. Необходимость определяется риском оказаться в дорожном происшествии, в частности, в лице виновника. В таких случаях будет выплачена денежная компенсация со стороны компании.

Регулируется данное страхование, прежде всего, Федеральным законом 40.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Если рассматривать всю историю возникновения такого явления в мировом масштабе, то началом «всего» можно считать 1898 г. (США).

Как ни странно, тогда прошло всего три года с момента изобретения первого автомобиля. В то время страхование производилось по желанию. Но в 1925 процедура уже начала распространяться как обязательная.

Сначала – по штатам, а затем, к 50-ым – и по европейским странам.

В СССР идея зарождалась примерно в то же время, что и в штатах, но хоть какое-то распространение, в силу большей актуальности и появления большего количества авто получила лишь после 50-ых. Но тоже не сразу. Концепция казалась интересной с точки зрения государства и пополнения бюджета, но никак не могла «пробиться» полноценно, в массы. Ее то обсуждали в «верхах», то снова «откладывали».

В итоге фактически только в 90-ых стали появляться полноценные законопроекты. В 2000 такой законопроект приняли в первом чтении, и в течение двух последующих лет активно дорабатывали и продумывали. В апреле 2002 вышел первый Федеральный закон, вступивший в силу летом 2003. То есть официально, на законодательном уровне обязательное страхование у нас существует на данный момент лишь 16 лет.

Отнеслось население к нововведению негативно. Очень немногие понимали, зачем это нужно. Возможно, до «народа» не доносилось должным образом, в чем необходимость процедуры, почему это важно. Так или иначе, большая часть водителей не желали пользоваться новой «опцией».

Но со стороны представителей власти в России нововведение было оправдано. Несколько причин подтолкнули к этому. Например, правила вступления во Всемирную торговую организацию. Система страховок была одним из условий, без соблюдения которых не разрешалось получить членство.

Также нельзя было и игнорировать уже многолетний опыт других государств, причем довольно успешный. В США, например, когда-то население достаточно позитивно восприняло введение новшества. В странах Европы тоже уже давно «процветали» подобные процессы, имели под собой все необходимые основания

Бюджету необходимо было серьёзное пополнение. Значительных гипотетических поводов к этому было не так уж много. А идея ОСАГО давно витала в воздухе. По расчётам экспертов это могло покрыть финансовые убытки. В итоге введение новшества было неизбежным. Было потрачено много времени и денежных средств на рекламирование страховок, сами полисы, обучение страховщиков и прочее.

Поступали жалобы на слишком высокую стоимость, недостаточность покрытия убытков в случаях ДТП. Было даже судебное разбирательство по этому поводу. Но Конституционный суд признавал законность всего происходящего и подтверждал право формировать тарифы со стороны государства.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

ОСАГО гарантирует возмещение материального урона стороне, которая оказалась пострадавшей в происшествии. Также, по мнению многих экспертов данной сферы и чиновников, это мотивирует на соблюдение ПДД. Меньше желания у водителей возникает вести себя за рулём агрессивно или неаккуратно.

Убытки покрываются компанией за ремонт средства, за восстановление, эвакуатор и разные сопутствующие расходы. Страховка выплачивается в случаях травм и смерти в аварийной ситуации. Предполагается оплата похорон, лечения для пострадавших, их реабилитационного процесса.

Иногда предусмотрена и оплата приобретения новых профессиональных навыков, если это оправдано возникшей ситуацией. То есть если пострадавший больше не может по причине частичной нетрудоспособности или профнепригодности продолжать работать там, где трудился до аварии.

Чтобы получить деньги от компании, необходимо заявление и соответствующие документы. Максимум через месяц после подачи деньги должны быть предоставлены.

Что касается правил и порядка заключения изначальных договоров со страховщиками, регламентация осуществляется Правительством и Центральным Банком России.

ОСОБЕННОСТИ

  • Страховщиками выступают организации, а страхователями – те, кто заключил с ними соответствующий договор. Это может быть владелец машины или арендатор. А также просто представитель.
  • Выгодоприобретателями считаются подвергшиеся ущербу в ДТП, так как они получают выплаты.
  • Посредниками являются брокеры и агенты.
  • Существует также профессиональное объединение (союз). Они могут делать выплаты в случаях банкротства компаний.
  • Купить полис каждый автомобилист обязан максимум через десять дней после приобретения машины. Без полиса не положен технический осмотр и регистрация в ГИБДД. В некоторых случаях можно даже оформить при необходимости краткосрочный документ, действующий 20 дней.
  • Если в получении полиса было отказано, водитель имеет право подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Центральный банк и т.п.
  • Обратите внимание, что страховка налагается именно на гражданскую ответственность. То есть тот, кто виновен в аварии, не должен платить из своего «кармана» (возмещать убыток). Платит именно организация. Лимиты по оплате составляют 400 тысяч для возмещения имущественного ущерба и 500 тысяч для компенсации вреда здоровью/ за летальный исход. Но если размер превышает эти отметки, тогда уже виновник будет вынужден заплатить «остаток». Об этом гласит Гражданский кодекс.

Суммы при ряде обстоятельств могут и не выплатить:

  1. Аварию неправильно оформили.
  2. Виновник скрылся с места.
  3. У стороны нет договора.
  4. Нет прав на управление объектом.
  5. Зафиксированное опьянение.
  6. Оформление по европротоколу.
  7. Доказанное преднамеренное причинение ущерба.

Если страховка оформляется на год, оплата производится тоже раз в период, обычно составляет несколько тыс. р. (5-6). Влияет на размер и регион регистрации, и стаж, и еще некоторые другие показатели.

Если Вам нужно посчитать, сколько Вы будете платить, можно сделать это с помощью специальных калькуляторов. Они есть в интернете в открытом доступе. Расчёт происходит с помощью коэффициентов.

Базовая ставка по тарифу должна быть умножена на территориальный коэффициент (у крупных городов выше), на показатель по возрасту и стажу вождения, показатель мощности в лошадиных силах, коэффициент по сроку эксплуатации, а также значение по периоду без аварий.

Так называемый европротокол дает право на оформление ДТП без сотрудников ГИБДД.

Уже на протяжении четырех лет (с 2015) можно оформить договор даже через интернет.

Одна из актуальных проблем – отсутствие утвержденных и полностью продуманных единых стандартов в плане оценивания размера ущерба. Система тарификации тоже по-прежнему требует доработок.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОСАГО ОТ КАСКО

Первый вид страхования обязателен, второй – нет. Комплексное страхование считается добровольным, дополнительным. Оно как бы обеспечивает полноценную защиту, например, при краже. Но важным моментом является отсутствие возможности получить сразу две компенсации. КАСКО возмещает убыток вне зависимости от пострадавшей стороны.

Тариф по коммерческому «продукту» устанавливается уже не государством. При расчёте ставки учитывается модель и стоимость авто, срок эксплуатации и т.д. Чем дороже объект, тем больше будет стоить полис. Чаще всего это примерно 40 т. р. в год. Компенсированы будут повреждения даже от ЧС и стихийного бедствия.

Могут не выплатить сумму по нескольким основаниям:

  • Машину изъяли с участием судебного процесса.
  • Опьянение.
  • ПДД были нарушены.
  • Права отсутствовали.

Чаще всего полную стоимость не выплачивают, а лишь часть.

Возраст машины не должен превышать установленного лимита (есть разделение по отечественным и иностранным автомобилям).
Нередко возникают вопросы и про зеленую карту (green card). Это еще один вид страховки.

Он актуален при выезде за пределы России. Основой является соглашение 45 стран. Процедура значительно проще (при происшествии). Выдается лишь на период пребывания вне РФ.

Ценно с точки зрения единой концепции (вне зависимости от страны).

ВАЖНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

  1. В 2013 начала функционировать единая система союза страховщиков. Сведения обо всех полисах можно найти в ней.
    Тоже в 2013 контроль тарификации был передан от Министерства финансов к ЦБ России.
  2. В 2014 был принят законопроект, который исключил из средств для страхования грузовые прицепы и уточнил нюансы процедуры возврата и оформления.
  3. С 2015 возможна электронная оплата.
  4. В 2018 (с первого дня лета) был скорректирован срок осмотра, была запрещена независимая экспертиза, увеличен срок рассмотрения жалоб, увеличен срок (минимальный) действительности договора.
  5. Также сделали больше лимит выплаты по европейскому протоколу, ввели натуральное возмещение (непосредственное техническое восстановление, а не просто деньги)
  6. Противоречивая поправка – разрешение для компаний варьировать стоимость полиса в пределах тридцати (до сентября 2020) и сорока (после 1 сентября следующего года) процентов от установленного тарифа.

Вам так же будет интересно

Источник: https://proosago.site/istorija-razvitija-osago-v-rossii/

С какого года ввели осаго в россии: история возникновения и развития закона об обязательном страховании

С какого года введено осаго в россии

Сегодня наличие страховки является привычным обязательством каждого автомобилиста. Полис воспринимается как одна из необходимых бумажек в комплекте водительских документов. Но так было не всегда.

Возникновение системы автострахования в России

Внедрение страхования в отечественном автомире по сравнению со многими зарубежными странами стартовало не так давно.

Своей историей автострахование обязано США. Оно и понятно, ведь именно в этой стране был изобретён автомобиль. Вслед за отдельными эпизодами добровольного страхования некоторые штаты в Америке уже в 20-х годах XX века узаконили обязательное автострахование. Вслед за ними подтянулась вся страна. Такая практика вскоре получила распространение и в Европе.

Обязательное автострахование появилось в США вскоре после первых случаев ДТП

В России заговорили об обязательной страховке гораздо позже — во второй половине XX века. А от разговоров к делу перешли только в 1984 году, когда был принят соответствующий акт Совета Министров СССР. И то речь шла о добровольном страховании. Каких-то значимых результатов этот шаг не принёс.

Более активно вопрос внедрения страховых полисов стал обсуждаться на уровне власти после распада СССР.

Развитие рыночных отношений, повышение доступности транспортных средств способствовали росту интенсивности автомобильного движения, а значит, и аварийности на дорогах.

Кроме того, включение в процессы глобализации требовало от страны участия во многих международных соглашениях. В частности, наличие обязательного автострахования было одним из требований для вступления в ВТО.

Всё это не могло не подтолкнуть законодателей к внедрению системы ОСАГО. Тем более правовые основы для этого были заложены в 1996 году первой редакцией Гражданского кодекса. Страхование ответственности было предусмотрено статьёй 931 ГК.

Принятие закона об ОСАГО: цели и история

Закон об ОСАГО появился в результате многолетней работы с участием множества государственных структур. Впервые законопроект был вынесен на обсуждение Госдумы в 2000 году.

Первая редакция закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» была утверждена 25.04.2002.

Его вступление в силу отложили на 15 месяцев, чтобы у автовладельцев была возможность сориентироваться в новых реалиях и заключить договор страхования.

В 2005 году закон об ОСАГО был вынесен на обсуждение в Конституционном суде. Инициаторами были депутаты, которые посчитали, что он противоречит действующему законодательству, тарифы слишком высоки, а выплаты не покрывают возможных рисков. Однако суд их требования не удовлетворил.

Тарифы ОСАГО по сей день остаются дискуссионным вопросом для законодателей, страховщиков и автовладельцев

Цели введения закона остаются неизменными по сей день. Классическое страхование защищает прежде всего самого страхователя и его имущество при неблагоприятных для него событиях с целью компенсации полученного вреда.

Страхование автогражданской ответственности направлено на возмещение ущерба другим лицам, пострадавшим от эксплуатации транспорта.

По закону ущерб пострадавшим должен выплачивать виновник, но не всегда у него есть средства для этого. А принудительное взыскание хлопотно и занимает много времени.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности решает сразу несколько задач. Основные из них:

  1. Гарантия выплат пострадавшей стороне. Максимальный размер установлен законодательством. Для компенсации материального ущерба установлен предел в 400 тыс. рублей, а для возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших — 500 тыс. рублей. В случае превышения подлежащей выплате суммы разницу погашает виновник аварии.
  2. Фиксация сроков выплат. Сегодня срок для принятия решения страховой компанией составляет 20 дней.
  3. Унификация условий. Несмотря на огромный выбор страховщиков на рынке ОСАГО, автовладелец может быть уверен, что договор заключается по типовым правилам.
  4. Защита страхователя. Если страховая компания испытывает финансовые трудности или прекращает своё существование, договор ОСАГО всё равно остаётся в силе, только обязательства переходят к Российскому союзу автостраховщиков.
  5. Предсказуемость тарифов. Базовые ставки регулируются государством, а страховщики ограничены лимитами.
  6. Ответственность автовладельцев. Законодатели считают, что водитель без ОСАГО в случае аварии по его вине рискует оставить пострадавших без компенсации. Поэтому нарушитель привлекается к ответственности по статье 12.37 КоАП, за что может быть взыскан штраф величиной в 800 рублей. А если имеется полис, срок действия которого истёк, или документа нет при себе, то человек будет платить 500 рублей согласно статье 12.3 КоАП.

Стоимость страховки с момента принятия закона по сей день является самым дискуссионным вопросом. Государство пытается соблюдать баланс между интересами автовладельцев и страховщиков. В каждом конкретном случае цена зависит от марки, состояния и года выпуска автомобиля, региона, стажа и возраста страхователя, его водительской истории.

Основные изменения законодательства об ОСАГО

С момента принятия закон об ОСАГО претерпевал множество изменений. Практика вносила свои коррективы в развитие условий страхования. В 2018 году была принята 42-я по счёту редакция, которая вступит в силу с 1 июня 2019 года.

Существенный блок поправок в закон был принят в 2014 году. Основные изменения были такими:

  • ОСАГО перестало распространяться на все виды прицепов, за исключением прицепов для буксировки;
  • функции по финансовой политике в сфере ОСАГО перешли Центральному банку России;
  • внесены поправки в процедуру расторжения договорных отношений и возврата страховки;
  • уточнён порядок оформления документов для страховой компании без участия ГИБДД по «европротоколу».

Действующая система ОСАГО едина во всех страховых компаниях

С 2015 года российское автострахование дополнилось приятным новшеством для автовладельцев — договор стало можно заключать удалённо, а электронный полис был приравнен к бумажному документу. Такая практика применялась и раньше, но сотрудники ГИБДД, ссылаясь на пробел в законодательстве, выписывали штрафы.

Дальнейшее реформирование привело к следующему пакету изменений, которые появились в 2017–2018 годах и отражены в нынешней редакции. Реформа коснулась следующих аспектов:

  • в качестве приоритета компенсации вреда потерпевшим установлено натуральное возмещение. Такая форма направлена на борьбу с активностью «автоюристов», которые через долгие судебные тяжбы добивались страховых выплат в завышенных суммах. Отныне страховая компания оплачивает ремонт пострадавшего транспорта на станции автосервиса, с которой у страховщика есть договор. Денежная компенсация сохраняется для ограниченного числа случаев (причинение вреда жизни и здоровью, обоюдная вина, значительная сумма ущерба и другое);
  • повысились тарифы, что направлено, во-первых, на компенсацию убыточности страховой деятельности, а во-вторых, на повышение лимита страховых выплат;
  • минимальный срок страховки ограничен одним годом.

Некоторые изменения ещё только вступят в силу в 2019 году. С октября 2019 года изменятся условия возмещения по «европротоколу», будет увеличен и лимит страховой выплаты без привлечения ГИБДД. А у страховщиков появится возможность отклоняться от базовых цен в сторону увеличения до 130% с сентября 2019 года и до 140% с 2020 года.

С учётом сравнительно молодой истории автогражданки есть все основания полагать, что рост конкуренции между страховыми компаниями, повышение правовой грамотности водителей и судебная практика будут и дальше вдохновлять народных избранников, то есть представителей законодательной власти, на поиск оптимальных решений по эффективному реформированию системы автострахования.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/avtopravo/dtp/s-kakogo-goda-vveli-osago-v-rossii.html

В каком году ввели осаго в россии: история развития автострахования, как узнать свою страховую историю

С какого года введено осаго в россии

2003 – год, когда ввели ОСАГО в России. Это обязательная страховка, которую по законодательному требованию нужно оформлять каждому автовладельцу, использующему свое ТС в России.

ОСАГО используется для страхования ответственности водителя – машина не страхуется (для этого применяется КАСКО).

По оформленному полису, если страхователь будет признан виновным в ДТП, страховщик осуществит выплаты пострадавшим.

История возникновения и развития автострахования в РФ

Обсуждение вопросов обязательного автострахования велось еще во времена Советского Союза (в 60-х годах). По историям современников, тогда от идеи быстро отказались из-за сложности в реализации, сравнительно малого количества транспортных средств на дорогах в отдельных регионах. Не последнюю роль сыграла и финансовая нагрузка, которая бы ложилась на плечи водителей.

История развития автострахования:

  • В России соответствующий закон начали прорабатывать в 93-94 годах. В те года было представлено сразу несколько законопроектов, среди которых был выбран один.
  • Окончательная стадия создания законодательства по обязательному автострахованию была реализована в 2000-2002 годах.
  • В первом чтении законопроект в Госдуме России приняли в 2000 году, в третьем – в 2002 году.
  • Официально закон стал действовать с 01.07.2003 года.

Интересно! С 2015 года автовладельцам из России представлена возможность оформления Е-ОСАГО через интернет. Подобный функционал должны предоставлять все страховые компании, занимающиеся автострахованием.

В каком году ввели осаго?

В 2003 году законодатели ввели ОСАГО в России и автострахование стало обязательным.

Появился ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности», который заставляет автовладельцев в России приобретать страховку ОСАГО ежегодно.

По состоянию на 2019 год, закон успешно действует, хотя к политике, которую проводят страховые организации, у российских автовладельцев накопилось множество вопросов и негативных отзывов.
Важно! После ДТП, выплаты со стороны страховщика осуществляются на счета пострадавших. Страхователь, признанный виновным в аварии, никакого возмещения от страховой организации не получает – восстанавливает машину он за свой счет.

Основная цель внедрения ОСАГО – обеспечение лицам, пострадавшим в автомобильных авариях, гарантированных выплат, направленных на возмещение полученного ущерба здоровью, имуществу. Компенсации такого типа финансируются за счет страховых премий автовладельцев, которые каждый год обязаны покупать новый полис автострахования.

Государственные органы в финансировании подобных мероприятий и деятельности никакого участия не принимают, а страховщики цепляются за малейшую возможность отказать в выплатах. Поэтому появление множества недовольных текущим состоянием сферы автострахования в России – нормальное и вполне логичное явление.

Особенности обязательного страхования

Владельцы автомобилей обязаны каждый год оформлять автостраховку, вне зависимости от текущей истории страхования. Введенный закон обязал автолюбителей к оплате ежегодной пошлины автостраховщикам, поэтому большая часть водителей из России его не поддерживают (в особенности те, кто не имеет опыта попадания в ДТП и водят автомобиль аккуратно).

К преимуществам полисов ОСАГО относят:

  • При возникновении страхового случая, страховщик осуществит выплаты всех компенсаций, которые полагаются пострадавшим (500 т. р. максимум). Введение закона не позволяет автовладельцам отказаться от страхования, но именно оно гарантирует сохранение денежных средств после возникшей автомобильной аварии, в которой они будут признаны виновными.
  • Пострадавшая сторона гарантированно получит компенсацию от страховой организации. Потерпевшим в аварии нет необходимости подавать иски в суд, дожидаться выплат от виновника. Финансовые вопросы решаются страховщиком. Как показывает история и практика, все выплаты производятся в течение месяца.
  • Благодаря введению обязательного автострахования, увеличился уровень безопасности на дорогах.

Что такое страховая история по автогражданке?

Страховая история представлена в виде специального коэффициента КБМ, который используется для расчета стоимости услуг при оформлении автостраховки ОСАГО.

Коэффициент включает в себя историю «поведения» конкретного автовладельца на дороге.

Страховая история водителей необходима, чтобы страховщик точно определил, сколько раз автолюбитель становился виновником автомобильной аварии в прошлом.

Сведения о действующих историях водителей по автострахованию хранятся в базе данных РСА. Ее узнают страховые организации перед оформлением очередного полиса.

Как можно узнать свою страховую историю по ОСАГО?

К конкретному транспортному средству история никак не привязана. История развития клиента связана только с ним – на нее никак не влияет количество зарегистрированных и застрахованных транспортных средств. Если человек становится виновным в автомобильной аварии, то это обязательно отображается на его истории, что в дальнейшем сказывается на росте стоимости полиса ОСАГО.

Перед тем, как узнать информацию по своей страховой истории, необходимо проконсультироваться с сотрудником страховой организации – доступ к базе данных РСА есть у каждой специализированной фирмы.

Бюро страховых историй в России работает с 2015 года. Организация имеет собственную централизованную базу данных, которая состоит из подробной информации о каждом клиенте, который в страховых организациях оформлял полис ОСАГО.

Положительные стороны работы Бюро историй:

  • уменьшение расценок на услуги в сфере страхования для автовладельцев, которые никогда не становились виновниками автомобильных аварий;
  • помощь страховщикам в выявлении мошенников, недобросовестных клиентов.

Важно! Помимо ОСАГО, в бюро историй есть клиентские сведения по ДСАГО, КАСКО, аварийности транспортных средств по оформленным соглашениями, урегулированным спорам, искам в суды и т. д.

Полномочия, полнота информации, которая предоставляется по запросу страховым организациям со стороны Бюро историй, определяется Постановлениями Центробанка России.

Отменят ли ОСАГО в России и когда это может произойти?

Вопрос отмены ОСАГО в России фигурирует в СМИ и среди обычных автолюбителей, начиная с года введения обязательной автостраховки.

К основным минусам, которые сегодня имеет обязательный полис ОСАГО в России, можно отнести:

  • страховщики навязывают клиентам огромное количество дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО, а при отказе по различным надуманным причинам отказывают в заключении договора по установленной законодательством сумме;
  • ущерб по результатам экспертизы возмещается только с учетом износа автомобиля, его основных узлов и агрегатов;
  • скидка за страхование при наличии хорошего коэффициента КБМ существенно и намеренно занижается;
  • наличие огромных проблем с оформлением Е-ОСАГО через интернет (сложная «каптча», постоянные перезагрузки страниц, выставление невыполнимых требований и т. д.);
  • нарушение сроков выплат полагающихся компенсаций.

В России приобрести полис ОСАГО на автомобиль весьма проблематично – у страховщиков «заканчиваются чистые бланки», «перегружаются серверы» и происходит еще что-то чрезвычайное. Всё это приводит к тому, что многие автолюбители начали отказываться от оформления автостраховки в России – проще заплатить штраф в 500-800 р. несколько раз за год, чем заниматься оформлением полиса.

Обязательное страхование ответственности автовладельцев – нормальная практика для большинства развитых стран мина. Там не стоят вопросы отмены подобного законодательства. Поэтому не стоит ждать отмены ОСАГО в России.

Можно найти в новостях, что некоторые депутаты из года в год выступают в Госдуме с предложениями по отмене обязательной автостраховки, но их слова не получают должного развития. Отмена федерального закона возможна только со стороны Верховного или Конституционного судов.

Если посмотреть на вещи реально, то можно отметить, что подобное вряд ли произойдет в ближайшем будущем.

Автовладельцы имеют возможность узнать и проверить страховую историю. Для этого нужно зайти на сайт Бюро историй, скачать и распечатать анкету, заполнить ее. Перед тем как проверить информацию из БСИ, необходимо заверить заполненную анкету у своего страховщика. Затем отсканировать и отправить в Бюро историй.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/karera/studentam/kogda-vveli-osago.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/v-kakom-godu-vveli-osago-v-rossii-istoriia-razvitiia-avtostrahovaniia-kak-uznat-svoiu-strahovuiu-istoriiu-5ddcd327a0b1b111ab340ce5

Когда ввели ОСАГО в России

С какого года введено осаго в россии

В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.

История появления обязательного страхования

В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.

По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.

Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.

Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.

В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата  Массачусетс признали автострахование обязательным.

Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину.

Но такой вид услуги носил добровольный характер.

По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.

Возникновение ОСАГО в России  

Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.

В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.

В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.

Разработка современного закона «Об ОСАГО»

Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.

Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.

Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.

2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.

Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.

Введение электронного страхования

В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.

Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.

Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.

Источник: https://www.driver-helper.ru/osago/t/v-kakom-godu-vveli-osago-v-rossii

Осаго в россии – 18 лет | полис-гид

С какого года введено осаго в россии

02.11.2020

В этой статье пойдет речь об истории появления и основных этапах развития  «ОСАГО» в России. Мы постараемся кратно и емко рассказать про самые важные моменты и ключевые повороты в развитии автострахования гражданской ответственности в нашей стране, с момента его появления и до настоящего времени. 

КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ОСАГО В РОССИИ?

Первые обсуждения возможности введения ОСАГО в России начались еще в 1960-х годах, но в силу отсутствия необходимых объемов транспортных потоков и других важных экономических условий, вопрос откладывался.

Лишь в 1993-1994 годах был разработан первый законопроект.

А уже сам Федеральный Закон РФ № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” был окончательно принят «25» апреля 2002 года. 

Действовать новая система страхования начала с «01» июля 2003 года, тогда автострахование гражданской ответственности стало обязательным, в том числе при прохождении государственного технического осмотра (ТО) и при регистрации автомобиля на учет в ГИБДД. C 2004 года запрещена эксплуатация автомобиля на который не оформлен полис ОСАГО.

Очень важные изменения были внесены Федеральным Законом от «21» июля 2005 года № 103-ФЗ в отношении компенсационных выплат.

Ранее такая выплата осуществлялась только в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего.

В результате изменений компенсационная выплата осуществляется не только в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, но и в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего.

КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ БЛАНКИ ПОЛИСА ОСАГО?

Первые бланки страхового полиса ОСАГО были синего цвета серии «ААА». Просуществовали они до «31» января 2008 года. На смену ему «01» января 2009 года пришел страховой полис нового образца зеленоватого оттенка с буквенным обозначением «ВВВ». 

Страховой полис ОСАГО серии “ААА”Страховой полис ОСАГО серии “ВВВ”

Переход на бланки  серии «ССС» произошел «01» января 2014 года. Внешне лицевая сторона бланков ОСАГО серии «ССС» идентична лицевой стороне бланков полисов ОСАГО серии «ВВВ», за исключением самой серии бланков. Цвет полиса серии “ССС” – розовый.

С октября 2014 года в связи с обнаружением множества поддельных страховых документов были введены в действие новые бланки полиса ОСАГО, серия «ЕЕЕ». С большим числом степеней защиты.

“Страховой полис ОСАГО серии “ССС”“Страховой полис ОСАГО серии “ЕЕЕ”

2017 год в сфере автострахования был отмечен важным событием. В силу вступили правила страхования, согласно которым страховщики обязаны обеспечить возможность оформления страховки через Интернет. Электронный экземпляр полиса ОСАГО имеет серию «ХХХ».

В 2018 году произошло сразу 2 изменения бланков полисов ОСАГО – в январе и в июле. Изменения, хотя и не очень значительные, но весомые и в ряде случаев упрощающие идентификацию полиса как неподдельного, а так же позволяющие получить основную информацию о застрахованном автомобиле и собственнике машины.

С «01» января 2018 года появились бланки новой серии «МММ» и «ККК», их стало возможным получить только в офисе организаций, но выдача страховок компаниями продолжалась, в том числе с серией “ЕЕЕ”.

 
С «01» июня 2018 года при покупке полиса можно получить только бланки серии «МММ» и «ККК», а при оформлении электронного ОСАГО – только «ХХХ» Так же в новых бланках появился штрих-код, QR-код, есть таблица с расчетом примененных КБМ.

“Страховой полис ОСАГО серии “ККК” и “МММ”

С «01» апреля 2020 года страховщики начали использовать бланки страховых полисов ОСАГО новых серий: «ННН» и «РРР».

Бланки серии “ННН” с оборотной стороной, как и бланки серии «ККК» ранее, предусматривают совместное с ОСАГО заключение договоров добровольного страхования.

Для полисов ОСАГО не предусматривающих совместное заключение договоров добровольного страхования, применяются бланки  серии «РРР».

“Страховой полис ОСАГО серии “ННН”“Страховой полис ОСАГО серии “РРР”

КАК ИЗМЕНЯЛОСЬ ПОКРЫТИЕ ПО ОСАГО?

С момента вступления закона “Об Обязательном Страховании Автогражданской Ответственности” в силу и до «01» октября 2014 года предельный лимит выплат составлял:

  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 рублей
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 рублей
  • в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью одного потерпевшего, не более 160 000 рублей

С «01» октября 2014 года до «31» марта 2015 года предельный лимит выплат изменили, увеличив его в части возмещения ущерба причиненного имуществу, он составлял:

  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 400 000 рублей
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 400 000 рублей
  • в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью одного потерпевшего, не более 160 000 рублей

Начиная с «01» апреля 2015 года и настоящее время лимит выплат по ОСАГО составляет: 

  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, не более 400 000 рублей
  • в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью одного потерпевшего, не более 500 000 рублей

С «01» июля 2003 г до «01» октября 2014 г

С «01» октября 2014 г до «31» марта 2015 г

С «01» апреля 2015 года и настоящее время

не более 120 000 рублей

не более 160 000 рублей

не более 400 000 рублей

В 2009 году ввели новую процедуру упрощенного урегулирования убытков «Европротокол».  С 2009 года до «02» августа 2014 года лимит выплаты по нему составлял 25 000 рублей.

Начиная с «02» августа 2014 года сумма страховой выплаты увеличилась вдвое и составила 50 000 рублей. С мая 2018 года лимит страхового возмещения был снова увеличен вдвое, до 100 000 рублей.

В настоящий момент лимит по «Европротоколу» может быть равен лимиту по ОСАГО – 400 000 рублей, при соблюдении определенных требований к процедуре его оформления. 

С «28» апреля 2017 года был изменен порядок возмещения ущерба по ОСАГО, пострадавшему в ДТП автовладельцу. Основное изменение – замена денежной выплаты, компенсацией в натуральном виде, т.е. возможностью фактического ремонта автомобиля на СТОА предоставленной страховщиком, что так же действует в настоящий момент.

КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ ЦЕНЫ НА ОСАГО?

Что касается тарифов ОСАГО, то изначально они были установлены в 2003 году, когда вступил в силу Федеральный Закон РФ № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” Корректировка тарифов проводилась в период с 2003 по 2014 год несколько раз, но не существенно.

Осенью 2014 года, исходя из опыта урегулирования страховых компаний, были разработаны и внедрены новые тарифные коридоры ОСАГО.

Если до 2014 года базовый тариф имел конкретную величину, то начиная с осени 2014 года, он мог находиться в диапазоне 2440-2574 рублей для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам.

С «12» апреля 2015 года произошло его расширение до 3432-4118 рублей. Таким образом, нижняя граница тарифного коридора повышается на 40%, а верхняя на 60%.

С «09» января 2019 года произошло второе расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны, т.е. минимальное значение снизилось на 20%, а максимальное выросло на 20% и составляет 2746-4942 рублей для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам.

С 2013 года по настоящее время в России создана и действует Единая Автоматизированная Информационная Система Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА). 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Несомненно, ОСАГО имеет положительный и уже достаточно большой опыт в перспективном развитии, но с течением времени будет усовершенствоваться и изменяться дальше, чтобы отвечать всем реалиям современной жизни и требованиям социально-экономического комфорта, а вместе с ним и сфера автострахования в России в целом.

Мы надеемся, что информация в этой статье Вам понравилась и будет полезной не только опытным автолюбителям, но и всем новичкам, которые только планируют начать путь автомобилиста. А пока, желаем всем страхователям удачи на дорогах!!! И рекомендуем следить за изменениями на рынке автострахования, что бы более внимательно подходить к выбору условий страхования.

Источник: https://polis-gid.com/articles/osago-v-rossii-18-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.